fdffd444

воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Minenraumer «Мхобби» 4.1999.М.Свирин


Minenraumer

Об этой интересной машине изве­стно немного. Кроме того, что она находится в музее БТВТ в Кубин­ке, иную достоверную информацию вы вряд ли отыщите. А вот сказок и поверий о ней хватает с избытком. Согласно од­ной из них (кстати, уже пересказанной за рубежом) этот бронированный «три-цикл» захватили в боях на Курской Дуге. Другая уверяет, что машина была зако­пана немцами при отступлении где-то в Белоруссии (вариант — в Польше) и ее разыскали только после войны саперы. До недавнего времени автор верил в рас­сказ одного из старожил Кубинки, кото­рый со знанием дела рассказывал, что эту каракатицу нашли на свалке одной из наших воинских частей, расквартиро­ванных в середине 50-х годов в Герма­нии. При этом назывались весьма прав­доподобные детали, которые придавали повести наиболее значимый вес. Так, например, сообщалось, что башня от «трехколесника» находилась на расстоя­нии нескольких десятков метров от кор­пуса, опрокинутого в громадную ворон­ку, на дне которой валялись какие-то выпавшие детали. Будто, были найдены следы огня на внутренней поверхности, из чего делался вывод о ее поджоге при отступлении и т.д. Дата находки, вроде бы «поется» с отсутствием какой бы то ни было информации об этом уроде в «кубинском» фотоальбоме «Трофейные танки и САУ» 1947 г.
Для тех, кто еще не понял, о чем мы поведем речь в статье, поясню, что речь идет о немецком трехколесном брони­рованном минном трале громадных раз­меров, что стоит почти прямо напротив входа в шестой павильон Музея Броне­танкового вооружения и техники. Эта трехколесная каракатица неизменно привлекает внимание многочисленных посетителей музея и потому всегда инте­ресовала и автора этой статьи. Как во­дится, сначала я попытался проштуди­ровать немецкие источники и, к своему удивлению, не нашел в них практически ничего. Затем, просмотрел вообще всю доступную иностранную литературу и нашел... массу предположений, среди которых мелькали уже рассказанные вы­ше легенды. И все.
Затем, был период изучения докумен­тов, относящихся к концу войны и после­военному периоду. Однако и сегодня я не могу похвастаться хорошими результата­ми. Но тем не менее, могу поделиться ин­формацией, которая бесспорна.
Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями трех немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт», причем оконча­тельная сборка и отладка механизмов проводились последней. Один из шиль-диков, сохранившихся на механизме от­бора мощности для поворота машины имеет дату — 1Х/41, что позволяет сде­лать предположение о дате изготовления этого механизма и изделия в целом:
осень 1941 —зима 1942 г.
Первое упоминание об этом брони­рованном монстре встречается в справ­ке «об обнаруженных на территории
Германии экспериментальных образцах вооружения, представляющих инте­рес», датированной осенью 1946 г. К со­жалению, до сих пор не установлено место обнаружения машины. Но, со­гласно упомянутой справке, в которой были отдельно перечислены «образцы полигона Кумерсдорф», машины там не было.
Фотографии обнаруженного «трех­колесника» позволяют утверждать, что он был не только комплектным, но, ско­рее всего, даже исправным и незадолго до фотографирования двигался задним ходом.
Бесспорно также и то, что в начале 1947 г. трал был доставлен в Кубинку, где был подвергнут осмотру, образмериванию, взвешиванию и испытаниям дви­жением. Но испытания на проходимость по пересеченной местности и траление не проводились вследствие недостаточ­ной надежности отдельных механизмов трала.
Выводы по результатам испытаний гласили, что «по конструктивному ис­полнению отдельных узлов трала он не является современным и не представля­ет особого интереса», а также то, что «большая масса, низкая удельная мощ­ность, скорость движения и слабое бро­нирование трала при его больших разме­рах делают его легко уязвимым для огня артиллерии любого калибра». Немецкая тяга к большому ассортименту узкоспе­циальных машин и на этот раз оказалась несостоятельной. По окончании испы­таний трал, точнее — «тралящий танк», согласно принятой немецкой термино­логии, занял свое место в коллекции НИБТ полигона, а позднее перешел в экспозицию музея БТВТ.
Конструкция трала несколько нео­бычна. Он напоминает сильно увели­ченный лафет от немецких тяжелых орудий Первой и Второй Мировой войн, на который создатели вместо ору­дийного ствола взгромоздили брониро­ванную кабину с двигателем и пулемет­ной башней. Подобно описанному в ли­тературе такому же монстру, но на четы­рех колесах, известному под названием «Raumer - S», урод, хранящийся в Ку­бинке, представлял собой попытку со­здания узкоспециальной бронирован­ной машины, непригодной для решения каких-либо иных задач, кроме траления минных полей.
Корпус трала разделен на четыре отде­ления: управления, боевое (или команд­ное), трансмиссионное и моторное (на­звания отделений заимствованы из пер­вого отчета по испытаниям). В отделении управления (в носу машины) размещался водитель, органы управления и щиток контрольных приборов. Боевое отделение располагается сразу за отделением управ­ления и дополнено вращающейся башней от Pz I, в которой имелось сиденье для ко­мандира машины (бывшего по совмести­тельству стрелком). Башня, вооруженная пулеметами MG 34, предназначалась для обороны машины при тралении от пехот­ных подразделений противника.
Трансмиссионное отделение распо­лагается под боевым и по бокам от него. Оно содержало механизмы передачи крутящего момента от двигателя к веду­щим колесам и часть приводов управле­ния.
Моторно-силовое отделение, распо­ложенное в корме корпуса, содержало двигатель с системами питания и охлаж­дения, главным фрикционом и частью приводов управления.
Корпус сварен из катаных броневых листов низкой твердости толщиной от 20 до 40 мм. Днище корпуса, как подвержен­ное наиболее сильному воздействию от разрывов противотанковых мин, имело особую конструкцию. Оно было двойным с расположенным в междудонным прост­ранстве ячеистым каркасом, предназна­ченным для увеличения жесткости конст­рукции. Все агрегаты силовой установки и трансмиссии были смонтированы на съемном внутреннем дне толщиной 20 мм.
В передней части корпуса, на его крыше на болтах монтировалась подба­шенная коробка, сваренная из броневых листов толщиной 10-35 мм. На крыше подбашенной коробки установлена башня танка Pz I, вооруженная спаркой пулеметов MG 34 (на изучаемом образце один пулемет отсутствовал).
Сердцем силовой установки трала был двигатель фирмы «Майбах» марки HL-120, мощностью 300 л.с., подвешен­ный на трех специальных эластичных опорах. Топливный бак, емкостью 270л., был расположен в кормовой нише кор­пуса. Топливо подавалось к двигателю двумя топливными насосами диафрагменного типа. Двигатель был укомплектован двумя карбюраторами типа «Сол-лекс». Система охлаждения, емкостью 70л.,включалавсебядва радиатора пла­стинчато-трубчатого типа, установлен­ных вместе с вентиляторами позади дви­гателя по бортам корпуса. Очистка воз­духа, необходимого для двигателя, про­исходила в двухступенчатых очистите­лях, а забор его — изнутри моторного от­деления.
Передача крутящего момента от дви­гателя к ведущим колесам производи­лась по следующей цепочке: Двигатель — Главный фрикцион — Гитара — КПП с демультипликатором — Главная и про­межуточная передачи — Бортовой ре­дуктор — Колеса.
Поворот трала осуществлялся по­средством поворота специального на­правляющего колеса, расположенного в кормовой части корпуса. Управление поворотом — механическое с отбором мощности на привод управления от ги­тары силового привода. Привод управ­ления включал в себя штурвал, систему карданных валов, редуктор отбора мощ­ности, червячные пары и цепи.
Водитель трала, вращая штурвал, че­рез карданные валы, включал соответст­вующий фрикцион редуктора отбора мощности. Червячные пары начинали вращаться в ту, или иную стороны, пере­тягивая цепями рулевое колесо вправо или влево от среднего положения.
Для торможения трала применялись ленточные тормоза, смонтированные на наружной поверхности ступицы ведуще­го колеса. Тормозные ленты шириной 75 мм были обшиты ферродо. Привод к тор­мозам осуществлялся от рычагов управ­ления и педали экстренного торможе­ния.
Особенностью трала стало примене­ние в нем специальных гусеничных це­пей с башмаками. Конструктивно они похожи (как уже говорилось) на подоб­ные «калоши» немецких тяжелых поле­вых орудий Первой Мировой, но конст­рукция их была значительно усилена. Цельнолитые опорные башмаки облада­ли громадным запасом прочности, а промежуточные звенья, выполненные в виде двух вилок, соединенных между со­бой зубчатыми перемычками, усиливали жесткость конструкции. Проводимые эксперименты показали, что многократ­ные разрывы противотанковых мин под нагруженной цепочкой из башмаков, приводили только к незначительному разрушению соединительных пальцев.
Стоит упомянуть, что модель этого трала из эпоксидки английской фирмы Armour Accessories очень отдаленно напо­минает оригинал. Кроме того, рекомен­дуемая многими авторами окраска тра­ла, в желто-полосатый камуфляж, также неверна. На наших фото вы можете сами заметить, что трал — серый.






Чертежи



Комментариев нет:

Отправить комментарий